МиГ-21

Экипаж 1 чел.

МиГ-21 является наиболее удачным реактивным истребителем второго поколения. До настоящего времени он продолжает оставаться самым массовым (по числу построенных) сверхзвуковым самолетом в мире.

МиГ-21

Работы по созданию легкого фронтового истребителя, воплотившего в своей конструтсции опыт воздушных боев в Корее 1951—1953 гг., начались в 1954 году. В ОКБ А.И. Микояна был построен ряд опытных самолетов с треугольным и стреловидным крылом, на которых отрабатывались отдельные элементы конструкции перотективной машины. Прототип серийного истребителя — самолет Е-6/1 с двигателем Р-11Ф-300—впервые поднялся в воздух 28 мая 1958 года (его пилотировал летчик-испьггатель В.А. Нефедов). В 1958 году началась постройка МиГ-21 войсковой серии, а 1959-1960 гг. в Москве и Тбилиси была выпущена серия истребителей МиГ-21Ф. Эти самолеты были оснащены пушками НР-30 (30 мм), НАР и бомбами на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.

Следующая модификация МиГ-21 Ф-13—наиболее массовый вариант дневного истребителя МиГ-21, впервые в советских ВВС оснащенный управляемыми ракетами с TTC, строился на Горьковском авиазаводе в 1960—1962 гт. и на ММЗ «Знамя труда» (ныне — МАПО) в 1962—1965 гг. Китаю была передана лицензия на выпуск этих самолетов, где они строились под обозначением J-7.194 истребителей МиГ-21Ф-13 было выпущено по лицензии и в Чехословакии.

Следующим этапом в эволюции МиГ-21 стало создание всепогодного фронтового истребителя (иногда классифицировался и как фронтовой истребитель—перехватчик) МиГ-21 П. Его серийными модификациями стали самолеты МиГ-21 ПФ (строился в 1962—1964 гг. в Горьком и в 1964—1968 гг. на ММЗ «Знамя труда»). МиГ-21 ПФ получил, также, более мощный двигатель Р-11Ф2-300.

Экспортным вариантом этого самолета стал МиГ-21 ФЛ, выпускавшийся в 1965-68 гт. на ММЗ «Знамя труда», а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (1966— 1969 гг.).

В 1964 году была создана модификация МиГ-21 ПФМ с усовершенствованным двигателем Р-11Ф2С-300 (ее серийный выпуск осуществлялся в Горьком в 1964-64 гг. и ММЗ «Знамя труда» в 1966-68 гг.). На базе МиГ-21 ПФМ в 1966 году был построен эксперименталы гый самолет МиГ-21 ПД с двумя подъемными Щ5игателями и неубирающимся шасси.

В 1965 году появились истребитель МиГ-21С (серия в Горьком в 1965—1968 гт.) и фронтовой самолет-разведчик МиГ-21 Р, выпускавшийся в 1965—1971 гт. в Горьком.

Опыт боевого применения авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке дзлсговал необходимость оснащения МиГ-21 более мощным двигателем, позволяющим улучшить разгонные характеристики и скороподъемность. МиГ-21 СМ с новым двигателем Р-13-300 серийно строился в 1968-74 тт. в Горьком. Его экспортный вариант МиГ-21 M — выпускался в

1968—1971 гт. на ММЗ «Знамя труда», а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (с 1971 года). Дальнейшим развитием МиГ-21 СМ стали самолеты МиГ-21 МФ (строился в 1975 году в Горьком и в 1970—1974 гт. — на ММЗ «Знамя труда»), МиГ-21 МТ (1971 г., ММЗ «Знамя Труда») и МиГ-21СМТ (1971-1972 гг., Горький).

Последней серийной модификацией МиГ-21 стал истребитель МиГ-21 бис, созданный в 1971 году и ошащеггнъгй ТРДФ Р-25-300 По сравнению с самолетами прельщущих серий он имел лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета оказалась сопоставимой с маневренными характеристиками зарубежных истребителей завоевания превосходства в воздухе четвертого поколения—F-15, F-16 и «Мираж»2000. Ми-Г-21бис серийно строился в г. Горьком в 1972—1974 гт. (выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и ряду зарубежных стран.

Для подготовки летчиков-истребителей был создан учеб-но-^гренировочнъгй самолет МиГ-21 у, совер1тгивттти первый полет 17 октября 1960 года (летчик-испьггатель П.М. Остапенко). Эта машина серийно строилась в 1962—1966 гг. на авиазаводе в Тбилиси (вьггтущен 181 самолет) и в 1954—1968 гт. на ММЗ «Знамя Труда» (для поставок на экспорт). У совершенства иная учебно-тренировочная модификация, МиГ-21 УС, выпускалась в в Тбилиси в 1976—1970 гт. (347 самолетов), а в 1971 году там началась постройка самолетов МиГ-21 УМ (выггущено 1133 машин этого типа).

На ММЗ «Знамя труда» было построено, в общей сложности, 3203 самолетов МиГ-21 различзтьтх модификаций, в г. Горьком — 5278 самолетов и в Тбилиси —1677 (из них 17 истребителей, остальные УТС). Таким образом, только в СССР построено 10.158 самолетов МиГ-21.

К середине 1990-х годов МиГ-21 по-прежнему оставался самым массовым истребителем в мире. Однако если по своим летным характеристикам самолет (особенно его последняя модификация МиГ-21бис) по-прежнему оставался на уровне требовании времени, то БРЭО и вооружение истребителя устарело. Перед ОКБ им. А.И. Микояна была поставлена задача проведения глубокой модернизации самолета (в противном случае страны-владельцы МиГов могли обратится за помощью к западным странам и Израилю, также предлагавшим свои варианты «продления жизни» этого самолета). В

1993 г. АНПК МИГ совместно с Нижегородским государственным авиастроительным заводом «Сокол» создало такой самолет — МиГ-21-93. Новое БРЭО, в состав которого входит БРЛС «Копье», разработанная НПК «Фазотрорн», сделало модернизированный истребитель многоцелевым. МиГ-21-93 способен вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях с применением ракет класса «воздух—воздух» средней дальности; скуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет и пушки; вьшолнять перехват ударных и у эзведывательных самолетов и вертолетов (в том числе и находящихся в режиме висения); осуттюствлять воздуигную разведку с использованием БРЛС; поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ); бороться с морскими целями и РЛС ггоотивника при помощи УР класса «воздух-поверхность». В

1994 г. с правительством Индии был заключен договор о переоборудовании 120 самолетов МиГ-21 бис в вариант МиГ-21-93 (АНПК МИГ выиграл тендер у израильской фирмы «1А1», также предложившей Индии свой вариант модернизации — МиГ-21-2000).

Для самолетов семейства МиГ-21 создана и более совершенная БРЛС «Суперкопье», имеющая меньшие габариты, большую дальность обнаружения и увеличенное число одновременно соровождаемътх целей.

На самолетах более ранних модификаций (например, МиГ-21МФ), имеющих меньший объем отсека радиолокационного оборудования, может устанавливаться малогабаритная БРЛС «Москит».

Серийный выпуск самолета МиГ-21 прекращен. Он состоит или состоял на вооружении ВВС ряда стран СНГ, а также ВВС Алжира, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Буркина

Фасо, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Ирака, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Нигерии, КНДР, Вьетнама, Полыни, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Уганды, Замбии.

ОСОБЕННОСТИ КОНСЛТУКЦРГИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с треугольным крылом и стреловидным оперением.

Трехлонжеронное крыло имеет стреловидность по передней кромке 57°. На каждой консоли имеется однощелевой закрылок и элерон, на верхней поверхности крыла установлен небольшой аэродинамический гребень. В корневой части имеется бак-кессон.

Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок, с воздухозаборником в носовой части.

МиГ-21

Шасси — трехопорное. Основные опоры убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа, носовая опора - в фюзеляж поворотом вперед.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. ТРДФ Р-ИФ-300 (5740 кгс), Р-11Ф2-300 (1 х 6120 кгс), Р-11Ф2С-300 (1 х 6175 кгс), Р-13-300 (1 х 6490 кгс) или Р-25-300 (1 х 7100 кгс). Возможна установка ракетных стартовых ускорителей.

ОБОРУДОВАНИЕ. Ранние модификации истребителя оснащались лишь радиодальномером и коллиматорным прицелом. На всепогодных вариантах МиГ-21 устанавливались радиоприцелы РП-21, РП-22С или ЦЦ-30. '

Самолет МиГ-21-93 имеет многофункциональную им-пульсно-доплеровскую БРЛС «Копье», способную обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме воздушные цели, в том числе летящие на малой высоте над землей или водной поверхностью (обеспечивается одновременное сопровождение в режиме обзора до восьми целей), а также «работать» по наземным целям. По своим основным характеристикам БРЛС «Копье» соответствует или несколько превосходит американскую БРЛС Вс^етингауз АМ/АРС-68, устанавливаемую на самолетах Локхид Б-ІбС. В состав оборудования МиГ-21-93 входит бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения информации с ка-бинным многофуітктгионалі>ньгм экраном на монохромном ЭЛТ, а также ИЛ С. По желанию заказчика на самолете может быть дополнительно установлено и другое БРЭО как российского, так и западного ирошводства. Станция имеет зону обзора но азимуту и углу места ±40 град, и дальность обнаружения цели класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) 57 км. Она способна одновремено обнаруживать 10—12 воздушных целей и обеспечивать атаку двух целей. Масса БРЛС 105 кг.

БРЛС «Суперкогтье» имеет более высокие характеристики — зоны обзора ±60° (по азимуту и углу местности), дальность обнаружения целей типа «истребитель» — 75 км, число одновременно сопровождаемых целей — 24, число одно-времзнно обстреливаемых целей четыре, масса—85 кг. БРЛС «Москит-1», которая может быть установлена на самолетах типа МиГ-21 МФ, имеет зоны обзора ±60°, дальность обнаружения цели типа «истребитель» 60 км, число одновременно обнаруживаемых и обстреливаемьіх целей, соответственно 12 и 4, массу 70 кг.

АО РПКБ разработало для самолетов, проходящих модернизацию (в частности, МиГ-21), навигационную систему СЙу, соединяющую ИНС, блок атутниковой навигации, ЦВМ, трехмерную электронную базу географігческих данных, средства сопряжения с другим оборудованием Система обеспечивает возможность длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 м (на коротких участках — до 10—30 м) в автоматическом, дитзекто-ром и ручном режимах. Трехмерная цветная графическая цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может вьіводзтгься на ИЛС или на многофункциональный кабин-ньгй дисплей, на другой дисплей выводится цифровое цветное картографическое изображение. Большинство оборудования расположено в подвесном контейнере, что облегчает гфоцесс модернизации само/іета.

ВООРУЖЕНИЕ. На МиГ-21Ф имелось две пушки НР-30 (30 мм, 60 снарядов), на МиГ-21Ф-13 — одна пушка НР-30, НАР или две бомбы массой 50—500 кг. МиГ-21Ф-13 был оснащен двумя УР Р-ЗС с TTC.

На МиГ-21ПФ и МиГ-21ФЛ пушечное вооружение отсутствует. МиГ-21 ПФМ и МиГ-21 С оснащены подвесным контейнером ГП-9 с пушкой ГШ-23. Все последующие модификации истребителя имеют встроенные пушки ГШ-23Л (23 мм).

На подкрьглъевьгх узлах подвески всепогодных истребителей могут размещаться две (МиГ-21 ПФ, МиГ -21ФЛ) или четыре (самолеты после-дущих модификаций) ур с TTC Р-13М, Р-Зс, Р-Зр, Г-55, Р-60, Р-60М, а также (на части самолетов) ракеты Р-2Л (с наведением по лучу), РС-2УС (К-5) и Х-66 (класса «воздух—поверхность»). Самолеты могут нести НАР и свободнопадающие бомбы различных типов массой до 500 кг (максимальная масса боевой нагрузки — до 1300 кг). Возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

Самолет МиГ-21-93 вооружен УР класса «воздух—воздух» средней дальности Р-27Р или РВВ-АЕ, ракетами ближнего боя Р-73 или Р-60М, гфсггиворадиолокационньїми ракетами Х-25МП или Х-31П, ггротивокорабельньгми ракетами Х-31А или Х-35, а также корректируемыми бомбами с лазерным наведением КАБ-500КР.

РАЗМЕРЫ (МиГ-21бис). Размах крыла 7,15 м; длина самолета (без ПВД) 14,90 м; высота самолета 4,71 м; площадь крыла 22,95 м2; угол стреловидности крыла по передней кромке 57°.

МАССЫ, кг. нормальная взлетная 8725; топлива во внутренних баках 2390.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2175 км/ч; максимальная скорость у земли 1300 км/ч; максимальная скоропохгьемноегь 225 м/ :; практический потолок 17500 м; практическая дальность 1120 км; перегоночная дальность 1470 км; длина разбега 830 м; длина пробега 550 м, максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 g.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Впервые перед летчиками МиГ-21 реальная боевая задача была поставлена 1 мая 1960 г.: когда американский разведьтательньгй самолет Локхид U-2, пилотируемый Г. Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР. Четыре истребителя МиГ-21 Ф липецкого ЦБП ВВС находились на аэродроме с состоянии полной боеготовности, с подвешиванными блоками НАР. Летчикам, дежурившим в кабинах истребителей (фактически, это были в то время единственные летчики ВВС, освоившие боевое применение МиГ-21), было приказано уничтожить самолет-нарушитель (если он появится в зоне досягаемости липецких МиГов, что вполне прогнозировалось в случае движения U-2 в сторону Норвегии) «любой ценой». В качестве крайнего средства допускался таран. Однако самолет-нарушитель был уничтожен в районе Свердловска и МиГ-21 Ф использовать не пришлось.

В октябре 1962 г. полк самолетов МиГ-21 Ф-13 под командованием полкові гика Н. Шабанова, ранее базировавшийся в Кубинке, был переброшен на Кубу для обеспечения ПВО развернутых в этой стране советских баллистических ракет. Самолеты осуществляли лишь демонстрационные действия, без применения оружия препятствуя американским самолетам выполнять разведывательные полеты над островом.

10 марта 1964 г. истребители МиГ-21 одержали первую победу: пара самолетов (ведущий - капмтан Зиновьев) сбила в районе Г.Магдебурга (ГДР) разведывательный самолет ВВС США Дуглас RB-66.

Наиболее яркой страницей в биографии МиГ-21 стал Вьетнам, где самолеты этого типа впервые вступили в бой 23 апреля 1966 г. В ходе войны в Юго-восточной Азии использовались истребители МиГ-21Ф-13 (производства ЧССР), МиГ-21ПФ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21ФМ и МиГ-21МФЛ. Их основным противником были американские истребители Б-4В, Б-4С, Б-40, и Х-4Е «Фантом»2. За весь период боевых действий с 1966 по 1972 г. эскадрильи ВВС ДРВ, потеряв 54 самолета МиГ-21, в воздушных боях уничтожили 103 «Фантома» ВВС и ВМС США (возможно, четыре из 54 сбитых вьет-

МиГ-21

намских истребителей на счету самолетов ВМС США Воут Б-8 «Крусейдер»). В 1972 г. МиГ-21 сбили два стратегических бомбардировщика В-52 (один из них был уничтожен летчиком Фам Туаном — будущим вьетнамским космонавтом).

Еще одной ареной боевого применения МиГ-21 стал Ближний Восток. Первое боевое столкновение с участием МиГ-21 на этом театре произошло 13 ноября 1963 г., сирийские истребители сбили в воздушном бою над р.Иордан израильский истребитель Дассо «Мираж»ШС. Первый МиГ-21 сирийских ВВС был сбит в воздушном бою над Тивериадским озером капитаном израильских ВВС И.Агмоном на самолете «Мираж»ШС.

16 августа 1966 г. на территории Израиля совершил посадку иракский МиГ-21Ф-13, который пилотировал летчик-перебежчик М. Радфа. Истребитель был тщательно испытан израильтянами (в частности, было проведено 13 учебных боев с самолетами «Мираж»ШС, «Супер Мистер»В.2 и «Вотур»). В мае 1967 г. самолеты МиГ-21 египетских ВВС приступили к регулярным «челночным» разведывательным полетам над Израилем по маршруту Иордания-Синайский полуостров. Истребители «Мираж»ШС оказались не в состоянии перехватывать МиГи. Тогда было принято решение использовать трофейный иракский МиГ-21Ф-13, имевший более высокие разгонные характеристики и скороподъемность. Самолет в течение нескольких дней был доработан — под крылом подвесили две УР «Сайдуиндер». Истребитель находился в состоянии боеготовности с конца мая до 5 июня 1967 г., однако полеты египетских разведчиков прекратились.

В ходе июньской войны 1967 г. около 125 самолетов МиГ-21 ВВС Египта и Сирии были уничтожены на земле, а 17 - в воздушных боях (15 — истребителями «Мираж» ШС и два — «Супер Мистерами»). В то же время арабские МиГ-21 сбили четыре самолета противника (два «Мистера», один «Супер Мистер» и один «Ураган»).

В ходе арабо-израильской войны 1973 г. истребители МиГ-21, действовавшие на Синайском фронте, сбили 76 истребителей «Мираж»Ш, «Нэшер» иР-4Е «Фантом» (собственные потери составили 54 машины). На сирийском фронте МиГ-21 в воздушных боях уничтожили 101 самолет противника (потеряно 56 МиГ-21).

Во время боевых действий на юге Ливана летом 1982 г. сирийские МиГ-21МФ и МиГ-21 бис сбили 32 израильских самолета (в том числе не менее пяти Г-15А, один Б-16А и один «Кфир»С.2), при этом сирийские ВВС потеряли 26 МиГ-21 бис и 11 МиГ-21МФ.

К началу индо-пакистанской войны 1971 г. самолеты МиГ-21Ф-13, ФЛ, ПМФ и МФ составляли основу истребительной авиации индийских ВВС. Пакистан был вооружен истребителями Б-б (МиГ-19), «Мираж»Ш и Локхид Р-104 «Старфайтер». В основном индийские МиГи вели бои с истребителями Б-6 (они, как правило, заканчивались с успехом для индийской стороны). Были отмечены и столкновения между МиГ-21 и «Старфайтерами», в ходе которых МиГи сбили четыре Б-104, не понеся при этом потерь.

Самолеты МиГ-21 применялись в боевых действиях в

Анголе. В частности, 3 апреля 1986 г. ими был уничтожен военно-транспортный самолет ВВС ЮАР Локхид С-130 «Геркулес». Южноафриканским истребителям Дассо «Мираж»Р.1С в ходе войны удалось сбить три МиГ-21 ангольских ВВС.

Истребители МиГ-21 советских и афганских ВВС широко применялись в боевых действиях в Афганистане.

В ходе ирако-иранс-кой войны 1980—1988 гт. самолеты МиГ-21 составляли основу истребительной авиации ВВС Ирака. Самолеты этого типа привлекались для ударов по наземным целям, а также для завоевания господства в воздухе. Их основными противниками были иранские истребители Макдоннелл-Дуглас Р-4 «Фантом»2, Нортроп Р-5Е «Тайгер»2 и Грумман Б-14А «Томкэт», причем МиГ-21, признанные иракцами лучшими истребителями на ТВД в 1983—1984 гг. уничтожили пять наиболее мощных иранских истребителей Р-14А, потеряв при этим лишь один самолет.

Последней войной с широким участием самолетов МиГ-21 стала гражданская война 1991-95 гт. на территории бывшей Югославии. Самолеты МиГ-21 использовались, практически, всеми враждующими сторонами.

Су-39 || Оглавление || МиГ-23

Реклама -

Меню


Статьи

Все статьи